АФАНАСЬЕВ НАРОДНЫЕ ЛЕГЕНДЫ ЗАПРЕЩЕННЫЕ РПЦ И ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТРУДОВ #ВЪДИ #Исторiя #Человъкъ #Образованiе #Народъ #Книгi Афанасьев Александр Николаевич (11 (23) июля 1826 — 23 сентября (5 октября) 1871) — русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и литературовед. Афанасьев родился 11 (23) июля 1826 года в городе Богучар Воронежской губернии, где отец его служил уездным стряпчим. Отец высоко ценил образование и привил эту любовь детям. Очень рано лишился матери. Александр Николаевич Афанасьев сначала обучался в воронежской гимназии, затем прибыл в Москву и поступил в Московский университет, где учился на юридическом факультете (1846—1849) и, в то же время, дополнительно слушал лекции Степана Шевырёва, Осипа Бодянского и Тимофея Грановского. Ещё будучи студентом, начал сотрудничать в лучших в то время российских литературных журналах (Современник, 1847 г. и «Отечественных записках», 1848 г.), в которых были напечатаны его первые литературоведческие статьи. Окончив обучение в университете, в 1849 году А. Н. Афанасьев поступил на службу в московский главный архив Министерства иностранных дел, где в 1856 году стал начальником отделения, а вскоре правителем дел комиссии печатания государственных грамот и договоров, состоящей при архиве. В этой должности он работал до 1862 года. Любитель старины, Афанасьев часто приобретал старинные рукописи и книги на толкучем рынке у Сухаревской башни; из находок получилась большая и ценная библиотека, из которой Афанасьев черпал сведения по истории русской культуры. Афанасьевский сборник народных русских сказок - выдающееся издание не только отечественной, но и мировой фольклористики. Явившись первым и пока единственным сводом русских сказок, в котором они представлены наряду с украинскими и белорусскими, сборник положил начало научному собиранию и изучению восточнославянской сказки и стал поистине народной книгой, сыгравшей исключительную роль в воспитании не одного поколения детей. Этот классический труд был впервые опубликован в 1855-1863 гг. и с тех пор неоднократно переиздавался. В 1860 году издал сборник «Русские народные легенды» (Москва), однако сборник был изъят из продажи цензурой. Обер-прокурор Святейшего Синода граф А.П. Толстой направил письмо министру Народного просвещения: По поводу изданной книги господина Афанасьева под заглавием : «Русскiя народны легенды» высокопросвещенный митрополит Филарет обратился ко мне с письмом, в котором изъяснил, что… к имени Христа Спасителя и святых в сей книге прибавлены сказки, оскорбляющия благочестивыя чувства, нравственность и приличие, и что необходимо отыскать средство к охранению религии и нравственности от печатного кощунства и поругания! Этот сборник включал 33 рассказа о жизни святых и Христа с точки зрения народа, некоторые оценки были нетрадиционны и расходились с оценками Русской православной церкви, вследствие чего он вскоре был запрещён по настоянию Святейшего Синода. В результате распоряжением Главного управления цензуры было предписано запретить к перепечатыванию новым изданием книги «Народныя русскiя легенды, собранные Афанасьевым », а 5000 уже отпечатанных экземпляров были уничтожены. Необходимо отметить , что в русских народных сказках до нас дошли исконные образы наших предков, а также были переданы их архетипы. Последователями православной инквизиции за тысячу лет были уничтожены почти все памятники старины, связанные с народным мировосприятием и обрядовостью на территории Руси. Сказки с подобным содержанием, а также эротические сказки вошли в сборник «Заветные сказки», рукопись которого А. Н. Афанасьев тайно переправил в Европу. Этот или другой вариант рукописи сейчас хранится в институте русской литературы РАН. В 1862 году в квартире Афанасьева был произведён обыск. После этого он вынужден был покинуть обеспечивавшую его службу. С трудом удалось ему найти место секретаря сначала в Московской думе, а затем в мировом съезде. Но и в это время Афанасьев продолжал свои исследования и труды; в «Библиотеке для чтения» (1864) появились его статьи: «М. С. Щепкин и его записки»; «Поэтические предания о светилах небесных», в «Филологических записках» (1865 год) он поместил: «Народные поэтические представления радуги»; «Сказка и миф». Сотрудничал в это время он и в «Книжном вестнике». В эти же тяжёлые для него годы, при самых неблагоприятных условиях Афанасьев закончил и издал главный труд своей жизни: «Поэтические воззрения славян на природу» (3 т., Москва, 1865−1869), в котором он соединил и привёл в стройную систему всё, написанное им прежде, и всё наиболее важное, добытое трудами западных натур-мифологов. Историк и фольклорист, Александр Николаевич Афанасьев был глубоким исследователем славянских преданий, верований и обычаев. «Поэтические воззрения славян на природу» — фундаментальный труд, посвященный историко-филологическому анализу языка и фольклора славян в связи с языком и фольклором других индоевропейских народов. Книга Афанасьева является попыткой выявить живые связи языка и преданий. Последние годы В последние годы Афанасьев обратился к теме сказок в русском фольклоре, разбив их на детские и взрослые. Его последние труды: «Русские детские сказки» (2 ч., Москва, 1870; 2-е изд., Москва, 1886), изданные также за рубежом «Русские заветные сказки», русские народные сказки эротического содержания; впервые изданы в Женеве в конце XIX века. Вместо реального наименования издателя на ней значилось: «Валаам. Типарским художеством монашеской братии. Год мракобесия» и имелась пометка: «Отпечатано единственно для археологов и библиофилов в небольшом количестве экземпляров». В России эта книга впервые издана лишь в 1997 году. Эпиграфом к ней вынесена цитата (правда вырванная из контекста) из сказки «Странные имена»: « Что за стыдно? Украсть — стыдно, а сказать — ничего — всё можно. » 23 сентября (5 октября) 1871 года А. Н. Афанасьев умер от чахотки в возрасте 45 лет. Похоронен на Пятницком кладбище в Москве. ========================================== Если интересно 👉🏻 подписаться.

Теги других блогов: История Образование Человек